ПРОЕКТ "МОЯ РОДИНА-РОССИЯ"

05.12.2018

Проект «Моя Родина - Россия»

Вид проекта: практико- ориентированный

Возраст детей: старшая группа (дети 5-6 лет)

Авторы: Проскурина О.Н., Журавлева И.Г. (воспитатели группы) 

      Цель: формирование представлений о родине, её истории, национально- культурных традициях, о символах России.

Задачи: 

∙      Познакомить детей с Россией как стране большой и красивой; символами государства (герб, флаг, гимн);

∙       Формировать интерес к русским традициям и промыслам;

∙        Вызывать у детей желание слушать произведения устного русского народного творчества;

∙       Развивать интерес к народным подвижным играм;

∙       Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

      Сроки и этапы реализации.

        1 этап – подготовительный. 

·        сбор и анализ методической литературы

·        обработка периодической печати

·        написание  плана реализации проекта

·        распечатки из интернета по данной теме

·        подборка наглядного материала (иллюстраций, фотографий и т.п)

        2 этап – основной 

        3 этап – итоговый

·        предоставление разработки проекта

·        итоговое мероприятие

·        выставка продуктов детской деятельности

Продолжительность проекта:  проект реализуется в течение учебного года- долгосрочный.

Исполнители: дети, воспитатели, родители, музыкальный работник. Физкультурный работник.

             

: познавательное развитие

                                       продуктивная деятельность

                                       музыкальное и физическое развитие

                                       социально-личностное развитие.    

Предполагаемый результат:

1.    Освоение доступных знаний о родной стране, её истории и традициях.

2.    Приобретение навыков социального общения с взрослыми и сверстниками.

3.    Сформируется интерес к русским традициям, произведениям устного народного творчества.

4.    Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.

Список используемой литературы:

1.    О.Л.Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры».

2.    М.Н.Мельников «Русский детский фольклор».

3.    В.В.Гербова «Книга для чтения в детском саду».

4.    Л.С.Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством».

5.    О.В.Дыбина «Что было до…» (Игры – путешествия в прошлое предметов).

6.    С.К.Кожохина «Сделаем жизнь наших малышей ярче».

7.    Н.Ф.Виноградова «Моя страна Россия».

8.    Периодические издания «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Старший воспитатель», «Солнечный зайчик».

Актуальность данного проекта.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.

Одной из воспитательных задач в средней группе является ознакомление детей с окружающим миром, с обществом, в котором живут дети. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми, как в быту, так и в процессе образовательной деятельности. Причем основная работа проводится именно в повседневной жизни и режимных моментах. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, родителей. 

Содержание проекта и система мероприятий по его реализации.

Тема

Сбор информации

Реализация проектов через организацию детской деятельности в центрах активности

Готовый продукт

 

  Задачи темы «Знакомство с  Россией»:

  1.    Постоянно поддерживать активный интерес детей 5-6  лет к родной стране, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.

  2.    Познакомить детей с символами государства, с разными национальностями, населяющими Россию, обратить внимание на разнообразие природы.

 3.    Поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, поощрять обращения с вопросами и предложениями.

Знакомство с Россией

Обогащение предметно- развивающей среды (карта и символика России)

Подбор соответствующей литературы

Подбор наглядного материала (иллюстраций, фотографий и т.п)

Разговор с детьми о том, где они отдыхали (рассказы детей из личного опыта)

Беседа «Россия- Родина моя»

Рассматривание герба и флага России.

Чтение стихов о России (библиотечка в группе)

Рассматривание в книжном уголке иллюстраций, книг  о   России.

Рассматривание в книжном уголке иллюстраций о природе России

Словесная игра «Подбери словечко»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

Рисование «Флаг России»

Оформление выставки «Символы России»

Задачи темы «Хлеб - всему голова!»:

1.      Дать детям понятие о том, что хлеб – всему голова (он нужен каждому человеку каждый день).

2.      Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

3.      Воспитывать уважение к труду хлеборобов.

4.      Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью.

5.      Вызывать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия.

Хлеб – всему голова!

Рассматривание букета из ржаных и пшеничных колосьев.

Беседа о русском обычае встречать гостей с хлебом-солью. Рассматривание репродукции И.Шишкина «Рожь»

Центр исследования и экспериментирования: сравнение пшеничной и ржаной муки, изготовление соленого теста.

Лепка «Каравай-каравай», «Ай, качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи» Аппликация «Укрась рушник»

Слушание частушек в аудиозаписи

Игры: «Каравай», «Молчанка», «Сахаринка»

 

Оформление выставки с зерновыми культурами и разными видами хлебобулочных изделий

Развлечение со взрослыми и детьми «С хлебом-солью всякая шутка хороша!»

Задачи темы «Посуда»:

1.      Расширять представления детей о многообразии изделий народно-прикладного искусства.

2.      Познакомить детей с предметами домашнего обихода, с деревянными изделиями и их украшением (резьба, роспись).

3.      Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

4.      Развивать художественную , творческую деятельность детей.

Посуда

Рассматривание разных видов посуды: чайная, столовая и пр.

Рассказ о чае, чаепитии

Рассмотреть хохломские столики и стульчики, предметы посуды.

Роспись силуэтов посуды

Лепка «Чашка с блюдцем»

Сюжетно-ролевая игра « К нам гости пришли»

Ситуация «Напоим гостей чаем»

Развлечение «Чай, чай, не скучай!» (чаепитие)

Задачи темы «Русский народный костюм»:

1.      Расширять представления детей о жизни русского народа в старину.

2.      Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира; вызывать интерес к старинной обуви и одежде.

3.      Развивать сообразительность и смекалку при отгадывании загадок, умении использовать речь доказательство.

4.      Познакомить с предметами русского народного костюма мужчин и женщин Руси.

5.      Вызывать эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения.

Русский народный костюм

Рассматривание в книжном уголке открыток и фотографий с изображением людей в русских национальных костюмах.

Рассматривание картины «Хоровод» из серии«Наши маленькие друзья»

Рассматривание кукол в русских национальных костюмах.

Игры детей с куклами в русской национальной одежде.

Раскрашивание изображений русской национальной одежды.

Подвижная хороводная игра «Из-за леса, из-за гор…»

Организация выставки «Русский национальный костюм»

Дефиле детей в русских народных костюмах.

Задачи темы «Знакомство с профессиями на Руси»:

1.    Формировать представление о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей.

2.    Воспитывать уважение и благодарность к взрослым за их труд, заботу о детях; воспитывать ценностное отношение к предметному миpy, как результату человеческого труда; накапливать опыт бережного отношения к воде, электричеству, продуктам питания, материалам для детского творчества.

3.    Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада и семьи; воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, добросовестное и ответственное отношение к делу, товарищество и другие личностные качества.

Знакомство с профессиями на Руси

Беседы о профессиях. Чтение стихотворения Н.Найденова «Ольга Павловна».

Экскурсии в прачечную детского сада, на кухню, в медицинский кабинет.

Дидактическая игра «Что кому нужно для работы?».

Оформление альбома «Профессии Руси»

Задачи темы «Расписные игрушки»:

1.    Расширять представления детей о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых.

2.    Формировать умение познавать предметы ближайшего окружения, выделять их особенности, строение.

3.    Развивать представления детей о многообразии предметного мира материалов (бумага, картон, стекло, металл, резина, кожа, ткань, пластмасса), познакомить детей с их отличительными признаками (бумага размокает, рвется, горит, стекло бьется).

4.      Побуждать детей делать выводы на основе экспериментирования («Этот материал прочный, а этот — ломкий»), выделять качества и свойства, присущие предметам и материалам.

Расписные игрушки

Беседа «Из чего сделаны игрушки?»

Рассматривание матрешек, дымковских игрушек.

Рассказывание о русских народных играх.

Рассказывание русской народной сказки «Глиняный парень» с показом настольного театра.

Лепка «Кукареку, петушок»,

Русские народные подвижные игры «Курочка-рябушечка», «Где был Иванушка?», «Гуси-лебеди», «У Медведя во бору».

Оформление выставки народных игрушек.

Презентация проектов «Моя любимая игрушка»

 

Задачи темы «Зимушка-зима»:

1.      Развивать у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа.

2.      Формировать художественно-эстетические переживания при любовании репродукциями картин русских художников.

3.      Познакомить детей с зимними русскими народными праздниками; традициями ряжения, колядования.

4.      Воспитывать чувство гостеприимства, умение быть благодарным.

5.      Вызывать интерес к русскому народному художественному слову.

Зимушка-зима

Беседа с детьми «Здравствуй, зимушка –зима, хорошо, что к нам пришла!»

Беседы с детьми о традициях в семье.

Рассказывание о традиции встречать Новый год.

Рассказ о празднике «Зимние Святки», традициях ряжения, колядования.

Чтение сказки «Два Мороза», В. Данько «Что случилось в Новый год?»

Отгадывание загадок о зиме и зимних явлениях.

Рассматривание иллюстраций и фотографий с зимними пейзажами России.

Изготовление новогодних игрушек и гирлянд.

Игра «Мороз», «Дед Мороз», «Два Мороза», «Шла коза по лесу»

Русская народная хороводная игра «Как на тоненький ледок…»

Рисование «Волшебный мешок Деда Мороза»

Составление писем Деду Морозу.

Украшение группы к новогодним праздниками.

Презентация проектов «Ай, да елка, что за диво!»

Веселое рождество

Зимние Святки

Задачи темы «Богатыри. Встреча с былиной»:

1.      Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере трех богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

2.      Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества.

3.      Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества.

4.      Развивать интерес к русским народным былинам и сказаниям; передавать свое отношение к содержанию произведений.

Богатыри. Встреча с былиной.

Рассказ о традиции охраны родной земли, своей Родины.

Беседы с детьми о папах и дедушках, которые служили в армии.

Беседа с детьми

«Наша армия родная»

Чтение рассказа Я.Длуголенский «Что могут солдаты?»

Чтение стихотворения О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

Рассматривание иллюстраций снаряжения воина Руси.

Рассматривание памятников русским солдатам – защитникам Отечества.

Рассматривание в книжном уголке иллюстрации об армии: различные рода войск, тренировки солдат в спортивном зале, на полосе препятствий, на полигоне. Рассматривание репродук-ции триптиха П. Корина «Александр Невский»

Слушание «Богатырской симфонии» С. Бородина, песни «Солдатушки, бравы ребятушки!», «Русский парень» в исполнении А.Гомана.

Рисование «Богатыри земли русской»

Развлечение с папами и дедушками «День защитника Отечества»

Выставка фотогра-фий «Идет солдат по городу»

Изготовление сувениров для пап и дедушек к празднику.

Спортивный праздник «Полоса препятствий»

Задачи темы «Печка-матушка»:

1.      Вызывать у детей интерес к истории и культуре русского народа.

2.      Познакомить с русской печкой, ее назначением, развивать умение видеть созвучие словосочетания «печка-матушка».

3.      Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду.

4.      Продолжать знакомство с произведениями малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок; побуждать желание исследовать и искать слова.

5.      Познакомить детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем – чучелом масленицы, обрядовой едой – блинами; Обрядовыми песнями, играми.

Печка-матушка

Беседа с детьми «Как печка помогла героям сказок».

Рассказ о народном празднике.

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

Чтение рассказа Н.Артюховой «Трудный вечер»

Чтение рассказа С.Баруздина «Мамина работа», А.Майков «Мать и дети»

Рассматривание печки в иллюстрациях к сказкам «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «По щучьему велению…», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка»

Рассматривание репродук-ции картин В.Кустодиева «Масленица», И.Суриков «Взятие снежного городка»

Русские народные игры «Заинька серенький», «Бабка Ежка», «Арина», «Золотые ворота»

Слушание песен в аудиозаписи «Ох, вставала я ранешенько…», «Ой, блины мои, блины», Ю.Чичкова «Наши мамы самые красивые»

Рисование «Как мы маме помогаем» с организацией выставки рисунков.

Развлечение «Едет Масленица дорогая!»

Проведение праздничного мероприятия ко Дню 8 марта.

Изготовление сувениров для мам и бабушек.

Литературная викторина «Из какой мы сказки?»

Задачи темы «Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота!»:

1.      Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере репродукций картин русских художников.

2.      Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

3.      Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи.

4.      Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.

Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота!

Беседа о весне, весенних явлениях и изменениях в природе.

Беседа о русской традиции празднования Светлой Пасхи.

Чтение стихотворения Г.Бойко «Туча прячется за лес…», сказка «Снегурочка»

Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Большая вода».

 

Рассматривание деревянных писанок и крашенок.

Слушание колокольного звона в аудиозаписи.

Дидактические игры «Солнышко», «Скажи какое»

Народные игры: хоровод «Трава моя, травушка», «Катание яиц», «Чье яйцо дольше прокрутится?», «Стуканье яиц», «Солнышко», «Карусель», «Катание на качелях», «Летал, летал воробей»

Рисование или аппликация трафаретов из разноцвет-ной самоклеящейся пленки «Роспись яиц»

Выставка расписных яиц.

Чаепитие с куличом, яйцами

Пасха

Задачи темы «Русская Красавица»:

1.      Рассказать детям о символе России – березе, символе красоты русской природы.

2.      Познакомить детей с многообразием стихов и песен, сложенных о березке русским народом.

3.      Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество.

Русская красавица

Рассматривание репродукций картин (А.Куинджи «Березовая роща», И.Бродская «Опавшие листья», И.Грабарь «Осенний день»

Чтение стихотворения А.Прокофьева «Люблю березку русскую»

Чтение сказки «Полевая березонька»

Игра «Береза – белая подруга»

Хоровод «Березка»

Пение русской народной песни «Во поле березка стояла…»

Песня «Березонька» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко

Досуг «Березонька кудрявая»

Выставка детских рисунков «Люблю березку русскую»

Развлечение «Коса – девичья краса!»

Ожидаемые результаты.

При условии реализации данного проекта возможно получить следующие результаты:

Система воспитательно-образовательной работы в данном направлении предоставит возможность реализации познавательной и воспитательной задач через разные виды деятельности: рассматривание репродукций картин или предметов декоративно-прикладного искусства, игру, слушание и обыгрывание сказки, рисование, лепку. Сюжетно-тематическая организация деятельности детей позволит сохранить их логическую стройность, поддерживать интерес детей на протяжении всей темы.

            Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки, припевки, скороговорки вызывают у детей положительные эмоции, развивают их воображение, способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье.

Именно игровая форма организации детской деятельности способствует успешному усвоению фольклорного языка, развитию сотрудничества детей     и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание индивидуального и современного творчества  детей, педагогов и родителей: традиционное проведение народных праздников, организация выставок работ по художественно-творческой деятельности, украшение интерьера группы, создание аудиотеки с набором русских народных песен и мелодий и т.д.

            Положительные результаты совместной работы позволяют сохранить мир детства, помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной культуры.

Используемая литература

1.      Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М.ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ», 2002.

2.      Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

3.      Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам ДОУ. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.

4.      Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста/ Н.Ф.Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.

5.      Дошкольная педагогика. № 1, 2010.

6.      Дошкольное воспитание. № 4, 2009.

7.      Муравьева Л., Рудишина Т. Сокровища России: Энциклопедия. – М.: ООО «Росмен-Издат», 2000.

8.      Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

9.      Перова О. Наша Родина Россия / Ольга Перова. – М.: Эксмо, 2011.

10.  Русский праздничный костюм. Редактор-составитель Дорофеев Ю. М.: «Мозаика синтез»

11.  Тихонова М.В., Смирнова Н.С. КРАСНА ИЗБА… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «Детство-пресс», 2000.

  
Проект (1).pptx (скачать)
Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.