УГОЛОК ПЕДАГОГА_ЛОГОПЕДА

05.12.2018

Логопедическая служба МБДОУ

05.12.2018

Логопедическая служба МБДОУ



У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Уже в первом классе на этом фоне у ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости по многим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.
Когда у ребёнка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребёнком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребёнок внутренне не готов. В результате – в первом классе, а, может быть, и в последующих, ему будет психологически трудно учиться. Ребёнка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создаёт дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжёлого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

Поскольку основная функция речи – это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнёра по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, что очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.


На индивидуальных и подгрупповых занятиях мы занимаемся
коррекцией звукопроизношения, которая на всех этапах работы может иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в неё вносят изменения.

В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное – развитие речевой активности ребёнка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной.

На логопункте главной задачей является постановка нарушенных и введение в речь поставленных звуков.

 

Рассмотрим сущность некоторых частей логопедического занятия.

Пальчиковая гимнастика. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

ЧТО же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3.Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).

6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Также детям даются на дом задания, которые развивают графические навыки, тонкую моторику. Помимо перечисленного задания включают лексический и грамматический материал, упражнения на развитие различных видов внимания и памяти, логического мышления, формирования звукового анализа и синтеза.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([C], [З], [Ш], [Ж], [Л], [Р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Что же происходит, когда ребёнок занимается артикуляционной гимнастикой?

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи педагога (в случае лёгких недостатков произношения).

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». (Надо помнить, что чёткое произношение является основой при обучении письму на начальном этапе).
4.Занятия артикуляционной гимнастикой (вкупе с другими разделами занятий) позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно чётко и красиво.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Большую помощь своему ребёнку окажут родители, занимающиеся со своими детьми домашними заданиями по логопедии 10 – 15 минут каждый день, включая субботу и воскресенье. Ведь известно, что при постоянных занятиях артикуляционной гимнастикой (в частности) у ребёнка вырабатывается стереотип произнесения определённого звука, и дальнейшее его усвоение идёт намного быстрей.
Для этого каждому ребёнку выдаётся на дом артикуляционная гимнастика, соответствующая исправлению нарушенного звука ребёнка.

Дыхательная гимнастика. Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы; нужно ещё научить ребёнка правильно дышать. Речевое дыхание отличается от физиологического. Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или целые фразы на одном выдохе – поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха. Но паузы между отрезками речи, которые приходится делать при вдохе, не должны быть слишком продолжительными – ведь тогда речь будет несвязной, отрывистой. Поэтому вдох становится более коротким, чем при обычном дыхании. Когда мы говорим, то делаем в среднем 7-10 вдохов и выдохов в минуту, а при обычном дыхании – 14-20. Кроме того, вдох при речи должен быть должен быть не только коротким, но и более быстрым и интенсивным, глубоким, а это удобно делать через рот. Вот почему, разговаривая, мы дышим ртом – носом неудобно вдыхать быстро и глубоко – носовые ходы узкие и достаточно протяжённые.
Понаблюдайте, как ваш ребёнок дышит при речи – нет ли быстрых коротких «задыханий» посередине фразы или слова, не слишком ли частит у него дыхание, не прерывают ли речь частые вдохи.
Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет их ребёнок с интересом, поскольку их можно обыграть. Каждое упражнение на дыхание выполняют на более 2-3 раз.
Дыхательные упражнения.

Надуть щеки и держать набранный воздух.
Надуть щёки и резко надавить на них пальцами (воздух выпускать сквозь губы).

Легко дуть на перо (или ватку), лежащее на столе.
Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.
Пускать мыльные пузыри.

Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.
Дуть на бутылочку с высунутым языком
и др.

Без помощи родителей, естественных учителей, процесс исправления речевых нарушений может затянуться на долгое время. Работая вместе с логопедом, выполняя все рекомендации, домашнее задание, вы (родители) существенно улучшаете результативность коррекционной работы.



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

Возраст

1-2

2-3

3-4

4-5

5-6

Звуки

А
О
Э
П
Б
М

И Ы У
Ф В
Т Д
Н
К Г
Х
Й

С
З
Ц

Ш
Ж
Ч
Щ

Л
Р



Владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни, однако, почему-то принято считать, что речевые умения и навыки не требуют специального внимания, а формируется как бы сами собой - в качестве «побочного продукта» учения и жизненного опыта. Наши дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не по тому, что они глупы или бездарны, а оттого, что ни педагоги, ни родители не позаботились о должном развитии их речи и коммуникабельности.
Психологи определяют общение как процесс последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, в ходе которого происходит обмен информацией, ее интеграция, а также взаимное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. В ходе общения возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений. 

ЕЩЁ РАЗ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

05.12.2018


 

Младший возраст

Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаб­людайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

  • очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
  • часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
  • имеет сильное течение слюны;
  • не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
  • не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
  • говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
  • употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.

 

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

 

Средний возраст

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:

  • ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
  • критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что асе само собой образуется;
  • обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аде­ноиды существенно влияют наречь, и у ортодонта.

Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем:

  • большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
  • посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без   выполнения этих заданий, без постоянного контроля над по­ставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
  • через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
  • в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.
 

Старший возраст

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

 

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

  • правильно произносить все звуки языка;
  • выделять первый и последний звук в слове;
  • разделять слово на слоги;
  • определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  • придумывать слова на заданный звук;
  • сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
  • повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  • определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

  • насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  • насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
  • что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  • сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
 

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

 

Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.

Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

  

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАГОВОРИТЬ.

05.12.2018

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Как помочь ребёнку заговорить?

 

Некоторые дети отчётливо произносят слова ещё в возрасте до года. Большинство начинает пользоваться словами на втором году жизни. К двум годам должны появляться признаки речи. Определённое беспокойство вызывают дети, которым почти два с половиной года и которые не пытаются заговорить. Если нормальный ребёнок двух с половиной лет не проявляет потребности заговорить, надо провести наблюдение типичного для него дня. Желательно выяснить, пытается ли ребёнок общаться со взрослыми посредством любых звуков и жестов. Если у него не получается  общение со взрослыми, возможно, он пробует установить контакт с другими детьми. Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова. Если в период от полутора до двух лет ребёнок хорошо развивается в других отношениях, то возможно, что энергия уходит именно на это, а не на язык. Однако если ребёнок достиг двух с половиной лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, насколько он продвинулся в остальном. Ребёнок своим поведением может показать, что понимает определённый объём того, что ему говорят. Это может быть признаком, свидетельствующим, что он уже явно учится языку у других и слушает.  Но если уже прошло несколько месяцев после второго дня рождения, всё же закономерно ожидать речи и от него самого.

 

Исходным для каждого ребёнка является его предыдущий опыт. Специальные игровые занятия могут дать желаемый эффект. Для кого-то из детей может потребоваться до или во время занятий особый подход. Малыш, воспринимающий взрослую речь, в основном, как упрёки в свой адрес, должен усвоить, что некоторые взрослые разговаривают вместе с ребёнком и хотят слушать его. У ребёнка, испытывающего немалое давление со стороны взрослых, страх допустить ошибку может пересиливать желание говорить и, следовательно, лишить его любого шанса на успех и радости познания. В этом случае требуется много одобрения, отсутствие всякой критики и, прежде всего, несложная игра, в которой малыш легко сможет преуспеть.

Побуждать ребёнка выучивать простые слова можно, выделяя специальное время на игровых занятиях. Занятия, на которых происходит знакомство со словами, должны быть приятными малышу и заключать в себе значительный шанс на успех, чтобы последний стимулировал ребёнка. На начальной стадии игра принесёт наибольшую пользу, если ребёнок окружён названиями предметов, которые достаточно доступны для его восприятия. Это даёт детям возможность попрактиковаться.

   

Если дети плохо слушают, следует непредвзято присмотреться к их окружению, особенно ко взрослым. Если в комнате (дома, в яслях, в саду) постоянно стоит шум – окрики взрослых, включенное радио или телевизор, то дети способны «отфильтровать» его целиком.  Они не будут обязательно обращать внимание на какой-то элемент шума только потому, что он адресован им. Помочь детям слушать взрослые могут, устраняя постоянный шумовой фон. Бывают, конечно, периоды шумных игр, но должны быть и более тихие минуты.

 

Помощь взрослых может выразиться в отказе от плохой привычки кричать детям с расстояния. Случается, что ребёнок вот-вот сделает что-то опасное для себя или другого, и взрослому приходится крикнуть. Это должно стать исключением, ибо если выкрики превратятся в правило, дети тоже научатся кричать и не будут по возможности замечать все выкрики вокруг себя. Насколько позволяют обстоятельства, взрослые должны стараться быть ближе к ребёнку, с которым хотят говорить, или малышу, который сам обращается к ним. Важно создать атмосферу, которая позволяет детям верить, что взрослые всегда уделят им внимание. Это не значит, что не должно быть моментов, когда взрослому придётся сказать малышу: «Подожди минутку».

 

Взрослые чересчур полагаются на устную речь, стараясь, чтобы дети говорили. Полезно всегда помнить, что именно важно в общении взрослого с младенцем, и знать, что то же, в основном относится и к общению с более старшими детьми, в том числе, и к общению с детьми, имеющими речевые проблемы. Некоторые исследователи и практики очень заинтересовались общением матери и младенца. У младенца с хорошим развитием способностей к общению постоянно проявляются отдельные важные особенности:

1) между матерью и младенцем идёт двустороннее общение – поначалу это обмен улыбками, потом – звуками;

2) важным элементом этого общения является то, что мать и дитя вступают в него по очереди, и дитя усваивает правила очерёдности;

3) мать реагирует на сигналы ребёнка, и ребёнок усваивает ряд способов привлечь внимание, начать общение и поддержать его.

Эти мысли об элементах общения можно соотнести с тем, что ранее говорилось о риске перегрузить детей взрослой речью. Если взрослый в разговоре постоянно доминирует и определяет тему вопросами, то беседа становится односторонней, а общение несбалансированным. Очерёдность сокращается или контролируется взрослым, а сигнал, что ребёнок хочет общения, лишь изредка принимается взрослым во внимание. Некоторые дети, похоже, более способны терпеть ограниченное общение, а отдельные ограничения вроде бы неизбежны, когда взрослый работает с группой. Но взрослый в таком случае не должен удивляться, если детей не очень увлекает такое ограниченное общение.

Взрослым необходимо учиться слушать детей и, одновременно, быть чуткими к своей речи. Очень большое значение имеет то, старается ли взрослый говорить с детьми или же для них. Это касается как беседы с малышом, который ещё не говорит, так и беседы с ребёнком, освоившим навыки речевого общения. Необходимо предоставлять детям возможность отвечать в любой удобной для них форме. Разговор взрослого и ребёнка, совсем коротенький или более пространственный, принесёт большую пользу, если учитываются языковые способности малыша. Конечно, речь взрослого всегда должна быть свободной от всего непонятного для ребёнка. Непонимания не возникает, если взрослые всегда будут готовы объяснить, выразить что-то по-иному, если они умеют замечать признаки, свидетельствующие, что малышу что-то неясно.

Попробуйте учить ребёнка читать. Начинать нужно с обучения глобальному чтению. Ребёнок должен научиться узнавать написанные слова целиком, как иероглиф, не вычленяя отдельных букв. Такое чтение становится базой для развития речи.

Всяческих успехов Вам и вашему малышу!

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ЛОГОПЕДА: УЧИТЬ ИГРАЮЧИ И С ЛЮБОВЬЮ

 

 

Дорогие  родители! Вы – первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна – корни, другая – крылья!

 

Сколько бы мы ни прожили, мы постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учили меня дома». Интересно, что люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.

 

«Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, равно как и наличие либо отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляет неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

 

Радуйтесь вашим детям, даруя им как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь.

 

И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылки умения читать, писать, да и всего остального учения.

 

Подстёгивайте любопытство ребёнка, разжигайте в нём желание говорить о том, что он лично видел, узнал и испытал. Ведь только Вы можете постоянно общаться с ребёнком лицом к лицу, как личности.

 

Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные стихи и сказки. Не готовьтесь к будущей школьной жизни, а живите настоящей жизнью ребёнка уже сейчас.

 

 

 

 

05.12.2018

Просмотров всего: , сегодня:

05.12.2018

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.