УГОЛОК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Музыка – совершенный язык, не нуждающийся в словах……

20.06.2019

Можно ли увидеть музыку?

20.06.2019

Музыка – совершенный язык, не нуждающийся в словах……Можно ли увидеть музыку? Я думаю, это возможно. Связь музыки, поэзии и живописи существует.                                        

Искусство черпает свое содержимое из жизни. Примеры взаимосвязи звука, слова и цвета многочисленны как в музыке, так и в поэзии и в живописи. Один известный живописец писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать,, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и  все в искусстве так». Музыка, поэзия и живопись влияют друг на друга. При их взаимосвязи возникают  новые образы и формы. Главный музыкант, художник и поэт – это природа.                                                                                                                                                     Я рада приветствовать вас на своей страничке. Меня зовут Болышева Мария Владимировна. Мое педагогическое кредо – «Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мои слова, нужно правильно настроиться на тон этой струны.                                                              На своих занятиях я стараюсь создавать атмосферу доброты и полного доверия. Музыкальный материал подбираю доступный для детей разных возрастов. Мы слушаем хиты классической музыки, обсуждаем с ребятами то, что они услышали в том или ином произведении.  Я учу детей  петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Большое внимание также уделяю театрализованной деятельности. Играя  в сюжетно-ролевые игры, дети обучаются выразительному чтению и пластике движения,  начинают понимать взаимоотношения в игре, в движениях передавая особенности музыки и образа своего героя.  Пробуя различные музыкальные инструменты,  ребенок чувствует себя творцом,  создавая свои первые музыкальные шедевры, что благоприятно сказывается на развитии музыкального слуха.                                                                        Если  меня, как детского педагога и одновременно маму, спросят : «Зачем нужна музыка нашему ребенку?» Я отвечу, что музыка необходима детям, как воздух, она развивает воображение,  эмоциональный мир и просто делает жизнь ярче, богаче и светлее.                                                                                                                                                          Наши с ребятами занятия проходят на одном дыхании, мы с удовольствием готовим и показываем наши праздники, которые всегда проходят очень ярко.                                  Достаточно часто к нашему творчеству подключаются   родители, которые  радостно вживаются в сказочные образы и совместно с  воспитанниками  выступают. Музыкальные занятия  эмоционально раскрепощают ребенка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности.                                                                                                 Главная моя цель – воспитать здорового, всесторонне развитого и подготовленного к школе ребенка с использованием современных программ и методик из области дошкольной педагогики.                                                                                          

Воспитание эмоций через движение

20.06.2019

Занятия движением, связанным с музы­кой, воспитывают и психику и моторику детей, развивают умение осознавать вызываемые музыкой чувства в какой-то мере ими управлять. Разностороннее воздействие музыкальных игр, плясок помогает педагогу обогащать эмоциональный мир детей, развивать способность активно откликаться и на содержание музыки, и на явления окружающей действительности. В программе детского сада требования к музыкальному воспитанию средствами движения постепенно усложняются. Касаются они умения слышать изменения в характере Музыки, различать доступные детям средства музыкальной выразитель­ности и структуру простейшего музыкального произведения. Указыва­ются двигательные навыки и уме­ния, которые дети должны приобре­сти, разучивая музыкальные игры, пляски и упражнения.

Программа дает основную схему, которая должна помогать педагогу последовательно строить работу с детьми. Но она не раскрывает (и не может раскрывать) всего содержа­ния работы.

Малоопытные музыкальные руко­водители часто довольствуются формальным выполнением програм­мы: следя, чтобы дети расслышали изменение характера музыки и во­время сменили движения, заданные в игре, пляске, они не обращают внимания на то, что дети чувству­ют, переживают в музыке и с какой выразительностью исполняют эти движения; успехи группы они оши­бочно расценивают лишь со сторо­ны обучения детей разнообразным, все более сложным движениям и элементам плясок.

Такие руководители забывают, что приобретение детьми перечис­ленных в программе навыков и умений (при всей их важности) яв­ляется лишь средством, с помощью которого нужно учить детей глубже переживать содержание музыки; что отражение в движениях восприни­маемого ребенком музыкально-иг­рового образа должно расширять его эмоциональный опыт.

За время пребывания в детском саду развитие детей, их восприимчи­вость, сознательность, запас знаний, опыт непрерывно изменяются. Рас­тут и двигательные возможности и способность воспринимать музыку.

Одно и то же музыкальное произ­ведение, музыка сходного характера воздействует на ребенка в разном возрасте по-разному. Для раскры­тия детям его содержания требуется иной игровой образ.

Естественные детские «средства выразительности» (ходьба, бег, прыжки и т. п.) у детей младшей и старшей групп также приобретают разное выразительное значение. Еще больше отличается детское по­нимание выразительности этих дви­жений от представления взрослых (сравните, например, обычное у де­тей выражение восторга, веселья прыжками на двух ногах с выявле­нием этих чувств у нас!). Наобо­рот — многие, вполне естественные для нас движения (например, пере­менный шаг, как выражение чувств и образов, связанных с русской хо­роводной или плясовой музыкой) недоступны и не нужны малышам и не потому только, что они им техни­чески трудны, а потому, что их вы­разительность, их содержание детям непонятны.

Поэтому надо, чтобы музыка и движения игр и плясок были доступ­ны детям не только по своим внеш­ним признакам (т. е. были посиль­ны для восприятия и воспроизведе­ния), но по содержанию и характе­ру соответствовали уровню разви­тия детей, чтобы они отвечали дет­скому пониманию музыкальной и двигательной выразительности.

Названные в программе движе­ния, на которых строятся музыкаль­ные игры, пляски, упражнения, соединяясь с музыкой и образами различного характера, легко изме­няют свою обычную форму и выра­зительность. Благодаря этому они служат прекрасным средством для углубления и уточнения музыкаль­ного восприятия. Руководитель дол­жен систематически учить детей из­менять форму (силу, быстроту, раз­мах, ритм) и выразительность дви­жений в соответствии с характером, структурой музыки: чем подробнее и точнее ребенок стремится отразить в движениях содержание музыки, тем внимательнее он вслушивается, полнее воспринимает.

При этом педагогу не приходится затруднять детей разучиванием множества сложных движений. Все внимание детей он может направ­лять на музыку, на образы игры и одновременно совершенствовать ка­чество и выразительность движений.

С начала года дети младшей группы, играя, танцуя, знакомятся с музыкальными произведениями различной эмоциональной окраски. Это либо эмоции яркого веселья, либо чувства спокойные, тихие, умиротворенные, либо, наконец, бодрые действенные (главным образом марши).

Постепенно дети глубже проникают в мир музыкальных образов, яркое веселье одних плясовых мело­дий дополняется другими, наполненными чувством беззаботной радости; спокойная музыка раскрывается то нежной лирикой (колыбель ной), то легкой грустью, и т. д.

Сложнее сделать доступным понятным для детей дошкольного возраста мир, так сказать, «серьез­ных» музыкальных образов — на­учить их переживать и передавать содержание музыки энергичного, волевого характера. Сложность в том, что мы располагаем очень не­большим кругом понятных и близ­ких детям образов и движений, ко­торые помогли бы раскрыть им ее содержание (особенно в младших группах).

Между тем через воздействие та­кой музыки можно будить в детях ценные чувства — бодрость, сме­лость, решительность, воспитывать активность, организованность.

Посмотрим, какими движениями сами дети передают в играх такие чувства, выясним, как можно ис­пользовать эти движения в музы­кально-воспитательной работе и как форма и содержание естественных детских средств выразительности изменяются в процессе четырехлет­него обучения детей в детском саду.

Вот трехлетние дети играют в «солдат» или «физкультурников»: они шагают, высоко поднимая ноги, громко топают. В это движение она вкладывают энергию, затрачивают физическую силу. Оно передает их представление о храбрости люби­мых героев их игр. Взрослым их

движение сначала кажется забав­ным, усилия - чрезмерными. Но вглядитесь — оно не лишено убеди­тельной выразительности, потому что наполнено содержанием. Может быть, надо просто соединить его с энергичным маршем, и оно раскроет детям содержание музыки? Дети еще лучше и выразительнее зашага­ют «высоким» шагом, почувствуют себя еще сильнее и смелее?

Нет, это не так. Без музыки каж­дый ребенок двигался в удобном для него темпе и ритме, по своему выражал свое переживание игрового образа. Теперь, двигаясь под музыку, детям приходится под­чинять свой шаг темпу музыки, согласовать его с движениями других детей и наполнять его иду­щим от музыки единым эмоциональ­ным содержанием.

Для детей младшей группы все это невыполнимо и непонятно. Организованность и един­ство, которые содержатся в харак­тере любого энергичного марша и выражаются в едином ритме дви­жений коллектива, у трехлетних детей отсутствуют. Их игровой об­раз гораздо проще и примитивнее. Поэтому изменять ритм своего дви­жения, согласовать его с движени­ями других детей они не в состоя­нии; да им это пока и не нужно. К тому же они еще не умеют со­гласовывать с музыкой даже темп простой ходьбы, не требующей ни большого мышечного напряжения, ни сложной координации движений, необходимой для «высокого» шага.

В данном случае воздействие музыки детям не поможет, а нару­шит непринужденность их движе­ния; оно потеряет свою эмоциональ­ность, осмысленность и выразитель­ность.

Чтобы этого не случилось, нуж­но учить детей согласовывать с му­зыкой более доступное по содержа­нию и форме, хотя и энергичное движение, передавать менее слож­ные образы и чувства.

В упражнении «Кто лучше умеет топать?» шутливый, забав­ный игровой образ и связанные с ним действия понятны и близки де­тям: движение по-детски передает задорный и матричный характер ме­лодии и текста песенки М. Раухвергера «Ножками затопали». Дети с увлечением, энергично «топают» и учатся подчинять движение музыке, не утрачивая его эмоциональности. При этом каждый ребенок находит свой, удобный ему ритм движения: содержание игры не требует от де­тей слаженности движений всей группы.

Дети второй младшей группы также любят воображать себя «сильными и смелыми»; наша задача — несколько уточнить и по-новому осмыслить для них эти чув­ства и образы.

Так, игровое упражнение «Идти смело и прятаться» раскрывает де­тям характер решительного, задор­ного марша, вызывает желание от­четливо отразить его в движении. Чем больше «пугается» воспитательница, «отступая» перед детьми, тем смелее и задорнее они на нее «на­ступают», выше поднимают ноги, шагают решительнее и ритмичнее.

Самое важное — дети и пережи­вают и передают содержание этой игры и музыки не поодиночке, а все вместе, одинаково и сообща. Харак­тер музыки отражается не столько движением каждого ребенка, сколь­ко согласованностью их действий. Это по-новому окрашивает детское переживание силы и смелости: пусть дети почувствуют играя, пока не вполне ясно и отчетливо, что именно это единство позволяет им быть та­кими «сильными и смелыми».

В средней группе марш М. Робера (по характеру и структуре сходный с музыкой И. Берковича) раскрывается детям в упражнении «Ходьба различного характера» уже совсем другими обра­зами; те же движения служат для выражения иного эмоционального содержания. Вместо игры в «силь­ных и смелых» дети должны почув­ствовать в музыке и передать в дви­жениях организованность, бодрость их собственного детского коллекти­ва, умение каждой пары выполнять задание точно и дружно.

Упражнение удается детям не сразу. Хотя они уже умеют согла­совать свой «высокий» шаг с тем­пом музыки, но ритм движения у них разный: одни поднимают ногу резче, выше, другие медленней, ни­же; одни с силой топают, другие опускают ногу мягко; по-разному двигаются и руки. К тому же груп­па еще плохо держит строй, недо­статочно ловко и точно перестраи­вается. Поэтому каждый ребенок, каждая пара и вся группа в целом не испытывают подъема от единст­ва своих действий, не испытывают удовольствия от слияния движений с музыкой.

Надо помочь детям преодолеть эти недостатки. Упражнение «Кача­нье рук» научит детей свободно и энергично работать руками, что придает «высокому» шагу большую динамичность. Разучивая упражне­ние «Мальчики и девочки» (на му­зыку английской народной песен­ки), дети лучше поймут значение отчетливой формы «высокого» шага для его силы, стройности, вырази­тельности и научатся правильнее его исполнять.

Придать «высокому» шагу детей больше задора, улучшить их осанку, сделать движение праздничным по­может дополнительный образ - флажки в руках детей (поднятые на «высоком» шаге и опущенные на тихом).

После такой подготовки дети ра­достно, с увлечением и выразитель­ностью маршируют «высоким» ша­гом под музыку Робера.

К концу года «высокий» шаг де­лается одним из самых любимых движений детей средней группы. От­четливость, сила, организованность движений каждого ребенка и всех вместе, приподнятость настроения и выражение «значительности» на лицах детей показывают те чувства, которые возбуждает в них красивая энергичная музыка.

В старшей группе в процессе разучивания этюда на музыку мар­ша Ж. Люлли дети посте­пенно изменяют характер «высокого» шага: в их движениях начинает сквозить что-то новое, отражающее представление детей о мужестве героизме, которое они уловили в строгой, сдержанной музыке.

Это приходит не сразу. Сначала восприятие и движения детей мало отличаются от их исполнения мар­ша Робера (эти марши внешне похожи). Чтобы дети глубже почувствовали характер музыки Люлли, надо их познакомить с упражнениями в которых содержание решительной энергичной музыки раскрывается образами иного характера; в эти: упражнениях в «высокий» шаг вносятся детали, изменяющие их выразительность. Таково, например, упражнение «Лошадки» на музыку Дарондо. «Высокий» шаг «Лошадок», хотя и гордый и реши тельный, получает здесь новую (подражательную) форму и игровое содержание, созвучное музыке «Танца» Дарондо. Разница между нею . музыкой Люлли поможет детям найти средства для уточнения вырази­тельности «высокого» шага, когда они вернутся к его маршу.

Мы проследили, как а работе над «высоким» шагом постепенно рас­ширялся эмоциональный мир детей. Новые чувства помогут детям по-иному слышать и сильнее пережи­вать многие музыкальные произве­дения — марши, песни. Так дети на­сыщают этими чувствами все свои движения в построениях, маршировках, торжественных выходах на праздничные утренники, ярче выра­жают в них образы и переживания, связанные с содержанием советских праздников.

Такая работа над движением тре­бует от музыкального руководителя внимания и чуткости. Она невоз­можна без контакта с воспитателя­ми. Образы игр и упражнений ожи­вают и помогают раскрывать содер­жание музыки, когда они связыва­ются с впечатлениями, знаниями и навыками, получаемыми детьми не только на музыкальных занятиях, а во всей жизни группы.

Музыкально-ритмическая подготовка воспитателя

20.06.2019

Эффективность музыкальной работы дошкольного учреждения во многом зависит от активного участия в ней воспитателей. Воспитатель является помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях, вечерах досуга, праздничных утренниках. Он направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в повседневную жизнь (утреннюю гимнастику, прогулки, детские игры, трудовые процессы, различные занятия).

Общая музыкальная подготовка предусматри­вается и для учащихся вечерних и заочных отде­лений педучилищ. Получить специальное педаго­гическое образование, пополнить багаж педагогических знаний стремятся многие практические работники детских садов, для которых создана сеть вечернего и заочного обучения.

Количество музыкальных дисциплин на вечерних и заочных отделениях и часы, отведенные на каждую из них, значительно сокращены по сравнению с дневным отделением. Музыкальные предметы (пение с элементами музыкальной грамоты, методика музыкального воспитания, ритмика) даются очень сжато и компактно, большое значение придается самостоятельной работе уча­щихся, выполнению контрольных работ, зачет­ным занятиям. Поэтому помогать воспитателям в работе должны музыкальные руководители детских садов.

К сожалению, не во всех детских садах музы­кальные руководители уделяют должное внима­ние систематической работе с воспитателями, Первый урок ритмики с заочниками показывает, что многие воспитатели, проработавшие в детских садах уже несколько лет,« не умеют слушать музыку, согласовывать с ней движения, не владеют двигательными навыками, предусмотренны­ми «Программой воспитания в детском саду». У некоторых обнаруживается слабая координация движений (неправильно сочетают движения рук и ног), плохая осанка, недостаточно развиты тор­мозные процессы (не умеют с окончанием музыки остановиться).

Музыкальный руководитель порой не умеет наладить контакта с воспитателем, не заботится о повышении его музыкальной культуры. Это от­носится в первую очередь, к неопытным музы­кальным руководителям, которые недооцени­вают роль воспитателя, плохо используют его в музыкальной работе. Поэтому перед преподава­телями ритмики в педагогических училищах ста­вятся серьезные задачи в деле музыкально-ритмической подготовки воспитателей. Ритмика помогает заложить фундамент знаний и навыков, необходимых воспитателям в их практической деятельности в детском саду, связанных с музы­кальным искусством.

Музыкально-ритмическое воспитание учащих­ся заочного отделения идет по двум основным направлениям: работа над музыкально-ритмическими навыками и над навыками выразительного движения.

Важно научить учащихся внимательно вслу­шиваться в музыку, улавливать ее настроение, разбираться в структуре в связи с развитием му­зыкальных образов, подмечать изменения дина­мики, темпа, регистровой окраски, уметь ориенти­роваться в метроритмических соотношениях. Воспитание эмоциональной отзывчивости на му­зыку, формирование чувства ритма, умение отра­жать в движениях не только общий характер му­зыки, но и некоторые средства музыкальной вы­разительности, играющие доминирующую роль, — вот главные задачи, которые стоят перед препо­давателями ритмики. Одновременно идет работа над развитием выразительности, ритмичности, пластичности движений, взятых из области физ­культуры, сюжетной драматизации и танца.

Художественные музыкальные произведения, отобранные для ритмических занятий, создают определенный эмоциональный настрой, тем са­мым облегчая овладение двигательными навыка­ми. Поэтому предварительное прослушивание музыки перед, упражнениями, ее подробный раз­бор совершенно необходимы. Учащиеся научатся понимать, почему в одних случаях надо перехо­дить на контрастные движения, в других —при­дать движениям новый оттенок или возвратить­ся к ранее исполняемому движению.

Большое внимание мы уделяем теме «Харак­тер музыкального произведения, его темп и ди­намические оттенки». Она дает возможность оз­накомить учащихся с разнообразием характера музыкальных произведений (веселого, оживлен­ного, энергичного, торжественного, спокойного) и с тончайшими его оттенками, приучает выпол­нять все движения под музыку с различной эмо­циональной окраской. Учащиеся знакомятся с выразительным значением темпа, учатся реагиро­вать на смену темпа, постепенное его ускорение или замедление. Они начинают воспринимать ди­намические оттенки музыки, усиление и ослабле­ние ее звучания и в связи с этим двигаться с раз­личной силой, размахом и объемом мускульного движения.

Не менее важное значение мы придаем теме «Форма музыкального произведения», где учащи­еся знакомятся с одночастной, двухчастной и трехчастной формами произведения, музыкаль­ными фразами и мотивами, строением куплетной песни, вступлением, учатся менять свои движе­ния. В любом упражнении, пляске, игре обя­зательно анализируется структура музыкально­го произведения, связанная с развитием его му­зыкальных образов.

Остальные темы представлены обзорно. Так, изучая тему «Метрическое строение музыки», мы даем представление об основных размерах про­изведений, связывая их с понятиями о польке, вальсе, марше. Знакомим учащихся со схемами дирижерских жестов, обращаем внимание на мет­рическую пульсацию. Прорабатывая тему «Дли­тельности и ритмический рисунок», учащиеся зна­комятся с основными длительностями (восьмые, четверти, половинные), с ритмическими рисунка­ми несложных песен (учатся их прохлопывать и проходить шагами).

При изучении этих тем необходимо широко ис­пользовать основные движения (ходьбу, бег, прыжки, поскоки), на которых строятся многие музыкально-ритмические упражнения и которые доступнее учащимся, так как чаще встречаются в их практической деятельности (на утренней гимнастике, физкультурных занятиях). Поэтому с первых уроков ритмики мы стараемся уделить им особое внимание, показывая их разнообразие и взаимосвязь с музыкой.

Начинаем мы с яркого, подъемного, торжест­венного «Марша энтузиастов» И. Дунаевского, который помогает отрабатывать бодрую устрем­ленную ходьбу. Следим за осанкой учащихся, их шагом с носка и энергичными взмахами рук. Добиваемся, чтобы они начинали ходьбу сразу после музыкального вступления и четко заканчи­вали ее с концом музыки.

Используем для работы и марш Н. Леви, име­ющий динамические контрасты во второй части. Переход с широкого сильного шага вперед к вы­сокому шагу на месте затрудняет многих учащихся и дается им не сразу. Тогда мы предлагаем ти­хими и громкими хлопками отмечать динамиче­ские изменения музыки, после чего учащиеся де­лают меньше ошибок в смене видов ходьбы.

Усложняя задание, переходим к маршам, име­ющим затактовое начало мелодии («Рондо-марш» Д. Кабалевского, «Физкульт-ура!» Ю. Чичкова). Здесь ходьбу нужно начинать с сильной доли после затакта, являющегося как бы моментом подготовки к последующему дви­жению. Четкая и ритмичная мелодия «Рондо-марша» создает бодрый настрой.

Наибольшую трудность для учащихся представляет пружинящий шаг. Над его элементами приходится работать особенно тщательно: учить мягко сгибать ноги в коленях, активно отталки­ваться вверх, выпрямляя колени, сохраняя хоро­шую осанку. Помогают и систематические уп­ражнения в пружинящем полуприседании, кото­рые чередуются с вставанием на носки, когда пятки отрываются от пола, а корпус как бы под­брасывается вверх активным движением ног. Непрерывность движений, мягкость приземления, качание рук вперед-назад при подъеме на носки, хорошая осанка — вот те требования, выполнение которых обеспечивает усвоение данных упраж­нений.

Мы объясняем учащимся, что пружинящий шаг полезен для детей. Он используется в пляс­ках, хорошо подводит к поскоку, помогает в ра­боте над легкостью и мягкостью движений. По­мимо музыкальных занятий его надо включать в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия. Выразительный качественный показ воспитателем этого движения послужит хорошим образ­цом для детей.

Марш «Физкульт-ура!» отличается разнообра­зием регистровой окраски, позволяющей вводить новые задания на ориентировку в коллективе и пространстве: перестраиваться из колонны в пары, тройки; идти врассыпную, в противополож­ном направлении за новым вожатым и т. д.

Постепенно учащиеся начинают осознавать, что ходьба бывает разной Внимательно вслуши­ваясь в музыку, можно, определить, какой вид ходьбы лучше отвечает характеру данного музы­кального произведения и его выразительным средствам.

Переходя от ходьбы к бегу, мы знакомим уча­щихся с его разнообразными видами. Выясняем, что многие во время бега плохо работают рука­ми (сгибают их в локтях и прижимают к корпу­су), слабо координируют движения рук и ног, не выносят корпус вперед при стремительном и ши­роком беге или не откидывают его назад при вы­соком беге, бегут неритмично. Плохо осваивают учащиеся и неторопливый танцевальный пружи­нящий бег, который встречается в танцевальных упражнениях и плясках Систематическая трени­ровка, показ образца педагогом и лучшими учащимися, конкретные указания и замечания посте­пенно дают положительные результаты. Учащие­ся начинают чувствовать себя увереннее, их дви­жения приобретают легкость, стремительность, полетность.

Мы подчеркиваем, что в работе над бегом с детьми воспитатели должны опираться и на эмо­циональное содержание музыки, по возможности связывать движения с образами (птиц, жуков, самолетов, снежинок и т. д.), давать детям предметы, помогающие развивать легкость и устремленность бега (ленточки, шары и т. д.).

Поскоки с ноги на ногу осваиваются большин­ством учащихся сравнительно легко, так как предварительная работа над пружинящей ходь­бой, бегом, прыжками подводит их к этому дви­жению. У некоторых поначалу встречаются от­дельные недостатки: делают слабый толчок вверх, плохо оттягивают носок, прижимают со­гнутую в колене ногу к другой ноге, недостаточ­но хорошо работают руками, однако все это при желании можно преодолеть. В зависимости от музыки поскоки выполняются с различной силой и выразительностью.

Так, в упражнении «Заводим волчки» (муз. Л. Шитте) грациозная подвижная музыка пред­полагает легкий изящный полетный поскок впе­ред на одну музыкальную фразу. Затем все кру­жатся (поскоком) на месте (на однообразную мелодию второй фразы заведенный «волчок» на­чинает вращаться).

В упражнении «Радуемся солнышку» (муз. С. Затеплинского) радостная, подъемная музыка диктует выполнение сильного высокого стремительного поскока с энергичными взмахами рук, хорошим отскоком вверх. Вторая часть му­зыки звучит мягче, тише, спокойнее, и движение меняется — исполняется неторопливый пружиня­щий шаг. Учащихся привлекает в этих упражне­ниях яркий характер музыки, их образность и до­ступность.

В работе над танцевальными элементами (бо­ковым галопом, переменным шагом, шагом поль­ки) мы стараемся опираться на практический опыт наших учащихся, широко используем до­школьный репертуар. Внимательно относимся к подбору музыки для танцевальных движений и выразительному их исполнению.

Перед разучиванием бокового галопа обязательно отрабатываем приставной шаг в сторону (немецкая народная мелодия). Это упражнение учит четко приставлять пятку к пятке на мягком слегка пружинящем боковом шаге, сохранять правильный разворот ступней и корпуса. При ис­полнении бокового галопа добиваемся полетного, легкого характера этого движения, хорошей со­гласованности его с музыкой. Указываем уча­щимся на некоторые ошибки: слишком широкий шаг в сторону, слабый толчок вверх во время приставления пяток, поворот корпуса в сторону направления движения.

К переменному шагу подводим постепенно, да­вая ряд вспомогательных упражнений (образное упражнение «Петушок», притопы и хлопки под народные мелодии в ритме переменного шага и т. д.). Мы следим за тем, чтобы учащиеся пра­вильно исполняли три составных шага вперед, характерных для переменного шага (подробное описание см. в «Методике музыкального воспи­тания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлуги-ной). Некоторые на втором шаге приставляют ногу сзади или рядом с другой ногой, тем самым тормозя непрерывность движения. Переменный шаг может исполняться с постепенным ускоре­нием и замедлением в зависимости от звучания музыки.

При разучивании русских народных плясовых движений стараемся использовать эмоциональ­ный образ, чтобы учащиеся могли уловить их ха­рактер. Так, выставление ноги на каблук в рус­ской пляске является выражением плясового задора; спокойный, плавный устремленный шаг свойствен русским хороводам, отличающимся поэтичностью и широтой.

Под веселую бодрую задорную плясовую ме­лодию можно двигаться: топающим дробным ша­гом, выбрасывать ноги вперед, сильно притопы­вать одной ногой или двумя ногами поочередно, весело приплясывать на месте и т. д.

После переменного шага учащиеся довольно быстро осваивают шаг польки, который исполня­ется в том же ритме, но строится на поскоке и беге. Мы отшлифовываем это движение, добира­ясь его легкости и ритмичности.

Когда движения усвоены, полезно дать их в комбинации. Например, в «Детской польке» А. Жилинского сочетать шаг польки с боковым галопом на разные части музыки, в «Польке» Н. Ракова переходить с бокового галопа на рит­мические хлопки и кружение на легком беге и т. д.

Каждый урок ритмики завершается детской пляской, в которую входят разученные ранее эле­менты. Наряду с исполнением бытующих в дет­ских садах плясок («Аннушка» — чешская народ­ная мелодия, «Круговая пляска» — русская на­родная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я», «Кру­говой галоп» — венгерская народная мелодия и др.) мы знакомим учащихся с современными дет­скими танцами («Задорный танец» В. Золотаре­ва, «Давайте танцевать!» В. Комарова, «Чебу­рашка» В. Шаинского).

Большое значение мы придаем упражнениям для рук, включая их в каждой урок ритмики. Работаем над маховыми и плавными движения­ми, движениями кисти и пальцев, учим правиль­но выполнять разнообразные хлопки. Стараемся разучить известные образные упражнения из дет­ского репертуара («Мельница» Т. Ломовой, «Полоскание платочков» на русскую народную ме­лодию, «Ветерок и ветер» Л. Бетховена), вводим новые упражнения. Постепенно у учащихся сни­мается излишнее напряжение в мышцах, исчеза­ет скованность, появляется мягкость и плавность в движениях.

Таким образом, мы видим, что и на заочном отделении основные задачи ритмики (развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения) осуществляются в тесном единстве и связаны с эмоционально-об­разным восприятием музыки. Музыкально-рит­мические занятия предшествуют курсу методики музыкального воспитания в детском саду, подго­тавливая учащихся к изучению сложного для них предмета.

Тесная межпредметная связь двух музыкаль­ных дисциплин обеспечивает большую эффектив­ность обучения, создает предпосылки для лучше­го усвоения музыкальных знаний. Навыки, полу­ченные воспитателями в педучилище, дают им возможность шире внедрять музыку в повседнев­ную жизнь детского сада, активно помогать му­зыкальным руководителям.

Задача же музыкальных руководителей — уде­лять больше внимания воспитателям, проводить с ними систематическую работу, углубляя и за­крепляя то, что они получили в педагогических училищах.

Значение пения в жизни ребенка

20.06.2019

Пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произ­ведения, при этом они активно выражают своп переживания, чув­ства и глубже воспринимают музыку.

Слова в песне помогают детям понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на каком-нибудь музыкальном инстру­менте.

Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, спо­собность воспроизводить голосом мелодии по памяти.

Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов, если воспитатель следит за их произношением.

Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети приучаются к совместным действиям. Они слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую, теплую по­году, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготовляют детей к урокам пения в школе.

Обучать детей пению может не только специалист — музыкаль­ный руководитель, но и каждый воспитатель группы с небольшой му­зыкальной подготовкой и музыкальными данными, достаточными для того, чтобы правильно и выразительно исполнять детские песни.

Особые качества детского голоса

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два—три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани, — очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахей и бронхов). У детей грудной резонатор сла­бо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лег­кий, не сильный, но часто звонкий. Резонаторы придают звуку раз­ную окраску. При неправильной постановке пения, например при форсировании звука во время пения, голос у детей приобретает не­приятное, несвойственное им низкое звучание.

Диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки, так назы­ваемые «примерные», обнаруживаются у всех детей при тихом пе­нии в среднем регистре в пределах фа1ля1. Нижний звук до1 зву­чит напряженно, и надо избегать давать его детям.

Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен в данном сборнике, соответствуют указанному выше диапа­зону голоса у детей дошкольного возраста. Перед каждой песней дан диапазон, то есть объем звуков, на которых построена мелодия (белыми нотами отмечены устойчивые звуки лада, черными — не­устойчивые) и тесситура (распределение звуков по высоте); цифры показывают, сколько раз повторяется звук в мелодии. В зависи­мости от этого распределения звуков тесситура может быть удобной и неудобной для данной группы детей при одном и том же диа­пазоне.

Если в некоторых песнях, помещенных в сборнике, и встречают­ся звуки, не соответствующие диапазону голоса у детей данного воз­раста, то они являются проходящими и на них не делается упора.

     

ВОКАЛЬНЫЕ (ПЕВЧЕСКИЕ) НАВЫКИ

Вокальные установки

При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти-шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спин­кам стульев, так как в таком положении у них лучше работают ды­хательные мышцы. При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.

Дети двух, трех, четырех лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят прямо на пол, руки кладут на колени, ближе к туловищу. Голову держат прямо, не напрягая и не вытягивая шею. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину во избежание крик­ливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, гу­бы— подвижны, упруги (не вялы). Разучивают песни дети всегда сидя. Разученные песни следует петь стоя, так как при этом дыха­тельные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звуч­ность пения заметно улучшается.

При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.

Звукообразование

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

Диапазон голоса у детей дошкольного возраста очень неустой­чив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь только на низких звуках, не вытя­гивая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые по болезни некоторое время не посещали детский сад. Обычно через несколько занятий у них восстанавливается прежний диапазон. Иногда приходится с такими детьми один-два раза заняться дополнительно (индивидуально), чтобы помочь им скорее найти естественное звучание голоса и влить­ся в хоровой коллектив.

Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звуча­нии, так как слушая такое исполнение, дети начинают подражать ему и петь более высоким голосом.

С звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, на­чиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать от­дельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в песне «Зай-чик» дети протяжно произносят первый слог в слове «Зайка», в пес­не «Корова» — последний слог «Му-у...».

Протяженность в- пении зависит от преобладания гласных в словах песни, что характерно для народных песен, например «Котя, котенька-коток», «Бай-качи» и др., а также от правильно взятого дыхания.

Развитию протяженности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен в за­медленном темпе.

Дикция

Для хорошего звукообразования имеет большое значение пра­вильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении не­сколько отличается от речевого произношения.

Приведем основные правила вокальной дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание. Поют: снегами, корова, в лесу, в декабре, берегись, октябрь. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит, как «а». Петь надо «карова», а не «корова», «ак-тябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя».

Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и».

Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и».

Так можно петь «масляна» или «маслена», но не «маслина», в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре».

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, что­бы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Напечатано: «Огоньки сверкают». Исполняет­ся: о-го-ньки све-рка-ют. Если между словами есть знак препина­ния, то согласные нельзя «проглатывать», их надо произносить в конце слога, без переноса на другой слог.

Напечатано: В нашем саду листопад...

Исполняется: В на-ше-м са-ду ли-ста-пад («ли-ста-пат», а не «листопа»).

Или напечатано: В праздничный наряд.

Исполняется:  Впра-здни-чный на-ряд  («на-рят», а не «наря»).

Остальные правила, которые применяются в речевом произно­шении, обычно употребляются и в певческой дикции.

Например, поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег», «аччего», а не «отчего», «рыпка», а .не «рыбка».

Существуют разные приемы обучения детей правильному про­изношению в пении:

1.   Выразительное  чтение  текста   песни    воспитателем     (музы­кальным руководителем) в процессе разучивания песни. Этот прием применяется во всех группах.

2.  При разучивании песни, начиная со второй младшей группы, можно пользоваться приемом произношения текста коллективно на­распев,  негромко,  на  высоком  звучании,  в  умеренном  темпе,  так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется еще прием коллективной читки шепотом на высоком звучании в рит­ме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.

3.  Во всех группах, кроме первой младшей группы, применяется прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании.

Этим приемом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении уже разученных песен.

Выразительное произношение текста песни способствует выра­зительности пения.

4.  Дети во всех группах часто неправильно произносят оконча­ния слов, приставки. В таких случаях уместно применять прием пра­вильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и всей группой.

Все вышеуказанные приемы применяются осторожно, умело, с тем чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не превра­щалось в сухую, формальную тренировку.

Дыхание

В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специаль­ных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Такие упражнения проводят­ся с детьми на ежедневной утренней гимнастике. На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют управлять своим дыханием. Достаточно воспитателю (музыкальному руководителю) показать, как надо петь, не прерывая дыхания, и где надо переды­хать, и ребенок легло справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться правильно брать дыхание, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами.

В старших и подготовительной к школе группах очень помогает детям правильно брать дыхание пение песни по фразам (цепочкой)

Чистота интонации

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие непра­вильно, фальшиво. Причины фальшивого пения различны: у од­них— больной голосовой аппарат, другие плохо слышат после пе­ренесенных инфекционных заболеваний. Для таких детей нужно вмешательство врача-ларинголога. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Они не умеют пра­вильно извлечь слышимый звук, придать соответствующее движение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. На чи­стоту интонации влияют такие качества у детей, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Внимание в большой степени влияет на успешность занятий пением.

Некоторым детям мешают недостатки в артикуляционном ап­парате (в органах произношения—в нижней челюсти, в губах, языке, мягком нёбе, в глотке). Из-за плохой работы этого аппарата дети неправильно произносят отдельные звуки, слоги, слова и фаль­шиво поют.

Чистота интонаций зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инстру­ментах, имеется радио, — дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются и улучшается чистота интонации.

Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ре­бенка, его музыкально-вокальные данные временно не развиваются и могут проявиться позже, но только в результате планомерной музы­кально-педагогической работы.

Для развития чистоты интонации прежде всего на­до выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию для данной группы детей. Чистота интонации достигается также применением различных приемов. Очень полезно давать детям слу­шать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в хорошем, выразительном исполнении их на музыкальном инструменте, без пения.

Необходимо систематически повторять с детьми разученные пе­сни и при этом петь их без инструментального сопро­вождения.

Желательно петь песни не только со всей группой, но и с небольшой подгруппой и по одному; при таком пе­нии дети лучше слышат себя.

Большое значение для развития чистоты интонации имеет осознание детьми своего исполнения (см. основные принципы обучения детей пению).

Нечисто поющим детям надо уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к воспитателю (музыкальному руководителю), лучше слышали его исполнение, видели его артикуляцию. Сидя впереди, они слышат чистое пение воспитателя (музыкального руководителя) и правильное пение хорошо поющих детей, сидящих-позади.

Очень полезно отмечать и поощрять каждое незначительное до­стижение неправильно поющих детей. В работе с такими детьми не­обходимо проявлять большую выдержку и терпение.

В каждой группе встречаются отдельные дети, которые хотя и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести эти звуки не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем осталь­ные дети, так как имеют очень небольшой объем голоса, и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппарата. Иногда дети монотонно гудят на одном-двух низких звуках.

Если такое звучание держится у детей стойко, то с ними про­водятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое важное — научить таких детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. На этих занятиях дети поют песни, которые разучиваются со всей группой, только на удоб­ных для них, более низких звуках, чтобы они слышали правильное исполнение мелодии. Для расширения диапазона эти песни посте­пенно транспонируются в более высокие тональности. Для получе­ния более высокого звучания, кроме общих песен, можно давать этим детям короткие упражнения на небольших интервалах (при­ма, секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), кудахтанию кур («ко-ко»), игре на дудке («ду-ду»), на барабане («трам-там»), на балалайке («ля-ля») и т. д., а также помещенные в сборнике специальные песни с небольшим диапазоном. Длительность таких занятий 5—7 минут.

Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель учитывает особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому — какое поло­жение придать рту, губам, третьему предлагает спеть погромче, по­смелее или, наоборот, мягче, тише и т. д.

Одной из причин стойкого низкого звучания яв­ляется низкий разговорный голос ребенка. Чем ско­рее удается с помощью некоторых приемов повысить разговорный голос ребенка, тем скорее он овладеет высоким звучанием в пе­нии.

Для музыкального развития детей, для поднятия у них инте­реса к пению и для правильной передачи мелодии большое значе­ние имеет исполнение детьми песен на детских, чисто настроенных металлофонах или струнных цитрах.

Стройное, слитное пение (ансамбль)

Стройность, слитность пения достигаются постепенно. В пер­вой, младшей группе в начале года дети включаются в пение лишь после того, как начнет петь воспитатель (музыкальный руководи­тель), а уже в конце года они начинают песню после музыкального вступления.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, мож­но пользоваться следующими приемами. Прежде всего перед нача­лом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть форте­пианное вступление, воспитатель (музыкальный руководитель) дает знак — взмах рукой или движение головой, чтобы дети начали пес­ню одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если та­кого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (за­пев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Иногда можно собрать внимание детей, проиграв первый ин­тервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку воспитателя (музыкального руководителя). При тихом пении детям легче сосре­доточить свое внимание на звуках. Иногда воспитатель (музыкаль­ный руководитель) дирижирует детским хором.

Дирижирование помогает стройности детского пения. К дири­жированию прибегают в тех случаях, если пение производится без инструментального сопровождения или если дети во время пения на­ходятся поодаль от инструмента, как часто бывает на праздничных утренниках.

Дирижирование уместно, если в общем пении принимают участие несколько групп детей. Формальное дирижирование, то есть отсчитывание руками метра, не окажет детям помощи в пении.

С помощью дирижерских жестов можно указать детям точное начало вступления и окончание песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа, ритмический рисунок. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно. Навыки развиваются постепенно, главным образом при помощи хорошего выразительного исполне­ния песни голосом и на фортепиано воспитате­лем (музыкальным руководителем), а также некоторых других методических приемов (см. указания к отдельным песням).

Выбор песен

При выборе песен преследуются прежде всего воспитательные и образовательные задачи. Педагог так подбирает песни, чтобы вызвать у детей любовь к родине, к природе, к ро­дителям, детскому саду и т. д.

Песнями другого характера можно создать у детей бодрое или веселое настроение, развеселить их, посмешить.

Одновременно воспитатель (музыкальный руководитель) учи­тывает вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни, например легкое звучание или развитие напевности и т. д.

Выбирая песню, надо исходить не только из одного литератур­ного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, доступность ее для данной группы детей.

При выборе песен надо учитывать не только возраст де­тей, но и их вокальные возможности, и общее музыкаль­ное развитие. Так, если в подготовительной к школе группе окажет­ся много детей, не бывших ранее в детском саду и не умеющих петь, надо начинать с более легких песен из репертуара старшей, а иногда и средней группы и постепенно переходить к песням подготови­тельной к школе группы.

В старшей группе в таких случаях приходится начинать с песен для детей средней группы.

В смешанной по возрасту группе песни даются выборочно из репертуара для разных возрастных групп.

В сборнике помещено большое количество песен для того, чтобы воспитатель (музыкальный руководитель) имел возможность вы­брать именно ту песню, которая отвечала бы всем его требованиям.

В сборнике одни песни приурочены к временам года и опреде­ленным датам, другие — не связаны с этой тематикой.

При выборе воспитатель (музыкальный руководитель) включает на квартал (три месяца) в репертуар детей каждой возрастной груп­пы несколько песен (одну-две) из помещенных в первом разделе, то есть песни, приуроченные к определенному времени года и празд­нику, и две-одну песню из другого раздела песен, не связанных с временами года, примерно по одной новой песне в месяц для ис­полнения всей группой детей.

Приходится учитывать и то обстоятельство, что песня выби­рается иногда для индивидуального исполнения или для небольшой группы детей, например для исполнения на праздничном утреннике, в день развлечений или в других случаях.

Практика показывает, что в массе дети двух-трех лет могут усвоить за год примерно 8—10 новых песен, дети четырех лет— 10— 12, дети пяти лет — 12—14 и дети шести лет — 12—16 песен, вклю­чая песни для игр; при этом нужно систематически повторять пе­сни, выученные в предыдущих группах. Песня дается в то­нальности, удобной для данной группы детей.

Для получения лучших результатов в пении у детей желатель­но, чтобы каждая последующая песня представляла собой некото­рое усложнение по сравнению с предыдущей.

 

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

12.09.2019

         Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь  в  эти  годы  закладывается основа на которую позже  будут накладываться   знания   художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов.  Особая роль принадлежит музыке. С  этим  искусством  дети  соприкасаются   с самых первых дней своей жизни.  Развитие музыкальных способностей  является одним из средств формирования личности ребенка.  Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

 Музыкальные способности содержат следующие основные компоненты:

·        ладовое чувство;

·        способность к слуховому представлению;

·        музыкально-ритмическое чувство;

        способность активно переживать музыку;

·       чувствовать эмоциональность ритмов и точно воспроизводить последние;

     Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными. Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно,  если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта  между ними.

      Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,  когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать  и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

        В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

       Музыкальные способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их музыкальной деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития музыкальных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

 

 

20.06.2019

Просмотров всего: , сегодня:

20.06.2019

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.